• Статья

В России не создаются особые условия для одарённых детей

условия для одарённых детей

На прошлой неделе в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялся круглый стол, на котором обсуждалась проблема выявления одарённых детей в России и создания для их развития особых условий. Оказалось, что специалисты признают существование детей с выдающимися способностями, но признавать факт существования огромного количества одарённых детей и создавать для них условия у нас в стране не слишком-то стремятся. Участники встречи выделили этот парадокс и попытались решить, каким же образом изменить сложившуюся ситуацию.
В Китае и Америке для талантливых детей создаются условия для самореализации. И никто не считает, что такие действия каким-то образом приводят к дискриминации всех остальных обучающихся. Наоборот считается, что ребёнка, обладающего стандартными способностями, нельзя учить как одарённого, так как это приведёт к перегрузке.

Все дети талантливы?

Судя по всему в России и сейчас сохранилась уверенность в том, что все дети талантливы, и каждый может стать гением, если учитель будет действовать грамотно. Но это убеждение расходится с практикой, а система образования не хочет признавать этого. Совсем скоро общество ощутит на себе последствия игнорирования одарённых детей.
Уже сейчас данные опросов приводят специалистов к неприятным выводам. Так, третья часть учащихся специализированных школ считает, что после завершения обучения им придётся покинуть страну. Столько же считают такое развитие ситуации вполне возможным. Родители тоже поддерживают своих детей: 40% из них уверены, что вероятность отъезда ребёнка из России очень высока.
Такие результаты опроса говорят о том, что одарённые дети считают, что не смогут найти применение своим способностям в России. И это главная причина. Материальные проблемы в списке причин находятся на последнем месте.
Конечно, такие результаты не слишком точны, так как мнение детей складывается под влиянием интернета, СМИ и субъективного мнения окружающих. Тем не менее приходится признавать, что сложившаяся ситуация должна вызывать тревогу, так как дети убеждены в невозможности реализации способностей. Переубедить их в этом могли бы конкретные действия по мотивированию и поддержке, но именно их нет. Промедление приведёт к тому, что Россия станет главным экспортёром гениев.

Что же необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию?

Психологи и педагоги считают, что нужно заниматься выявлением одарённых детей и созданием оптимальных условий для их развития. В Москве такая работа начнётся уже в сентябре, когда в 63 школах начнётся тестирование по выявлению как одарённых, так и высокомотивированных детей. В проекте будут участвовать ученики обычных и специализированных школ и интернатов. Тестироваться будут учащиеся с третьего по десятый классы.
В качестве выявляющих одарённость тестов будут использоваться тест Равена, который предназначен для разделения детей на группы по уровню интеллектуального развития, и тест Аврора, выявляющий творческий потенциал и способности детей в различных сферах деятельности. Эту работу затрудняет то, что для России такое тестирование ещё не стандартизировано.
Разработчики этого проекта заявляют, что участие в тестировании будет добровольным: в эксперименте будут участвовать лишь школы, который изъявят желание. При этом тесты не будут определять, хорошо или плохо работает то или иное учебное заведение. Проект будет выявлять одарённых детей, а затем специалисты дадут рекомендации педагогам о том, какие методики использовать в работе с одарёнными детьми.
Результаты тестирования смогут узнать лишь сами обучающиеся и их родители, а также сотрудники школ. В свою очередь родители или опекуны детей должны будут в письменной форме подтвердить своё согласие на участие в тестировании.

Необходим постоянный мониторинг

Специалисты, работающие с детьми, уверены, что такие исследования нужно проводить по всей стране. Тогда можно будет решить проблему, связанную с созданием условий для талантливых детей, так как первым шагом к этому является выяснение количества одарённых детей и области проявления их способностей. Такой мониторинг должен быть постоянным.
Кроме этого, нельзя допускать, чтобы полученные результаты становились мёртвым грузом. Их нужно использовать для разработки соответствующих методик работы с талантливыми детьми. Только тогда в России будут созданы все условия для самореализации одарённых детей, и в России признают их существование и необходимость особенного подхода к их развитию.