• Статья

Когда учить ребенка есть ложкой самостоятельно?

Когда учить ребенка есть ложкой самостоятельно – на этот вопрос педиатры не могут ответить однозначно. Каждый уникален уже с самого рождения: один желает стать самостоятельным с трёх-шести месяцев, другой, особенно у слишком заботливых родителей, тянет с «взрослением» и к двум годам. Существуют различные психологические приёмы.

Когда надо начинать учить ребенка есть ложкой?

Задумываться об обучении ребенка есть ложкой самостоятельно, Комаровский советует в момент введения прикорма в рацион – примерно с шестимесячного возраста. Малыш неплохо держит в руках печенье или игрушку, почему не подсунуть ему новую «игрушку»? Сначала дитя не поймёт её значения, но мама должна продемонстрировать, что с ней делать. Одну ложку малыш держит в руке, другой мама пытается его накормить. Постепенно вырабатывается рефлекс, когда при виде ложки кроха машинально открывает рот.

Важный момент – ребёнок должен быть голодным, перед этим не давать ему сладостей, сладких напитков, его аппетит должен быть зверским! В этом случае он будет гораздо сговорчивей. Утолили первоначальный голод, показали, что делать с ложкой, оставьте дитя наедине, пусть думает, как действовать дальше. Лучше, если в тарелке не жидкая пища. Наедине с едой и приборами пусть пытается кушать сам. Проявил инициативу? Мама должна сразу её подхватить и терпеть все размазывания еды вокруг.

Повторять эти действия многократно.

Какую ложку выбрать?

Предпочтительнее из пластмассы, латекса или силиконовую, раньше управлялись деревянными. Серебряная вполне подойдёт — она холодная на ощупь, выглядит «как взрослая» и может вызвать интерес. Мягкие материалы не травмируют дёсны, не будут громко стучать по поверхности, пугая малыша. Специальные детские ложки, которые продаются в магазинах, изготавливаются из безопасных материалов, ярко разукрашены, привлекая детское внимание.   

Как научить малыша есть самостоятельно?

Выбрав момент, когда учить ребенка есть ложкой самостоятельно, Комаровский (видео ниже), советует, что надо подготовить «поле для битвы», дабы не отмывать потом всю поверхность: кухонные стены неплохо обложить кафелем, загородить ширмой стены в комнате – сделать так, чтобы не пострадали обои. На полу не должен лежать ковёр и впитывать в себя остатки еды, его можно застелить клеёнкой, обзавестись передничками. Взрослым кажется, что черпать ложкой легко, а для крохи – непростая задача: зачерпнуть, донести до рта, не пронести мимо. Навыки мелких движений развивают моторику пальцев, вследствие чего быстрее развивается речь и мышление.

Некоторым детям помогает игровой приём: например, если изображать кушающего ложкой человека. Постепенно дитя поймёт, что таким образом можно кушать «по-настоящему» настоящую еду.

Когда кроха научится обращаться с ложкой, не следует вдогонку его докармливать. Он поймёт, что с маминой руки кушать легче и потребует кормления, «как раньше». Тут важно проявить упорство и терпение: возможно, во время еды он будет играть, размазывать еду по столу, пачкать себя и окружающих.

Полезно проговаривать свои действия, программируя ребенка на выполнение определённых задач: «будем ням-ням сами», «сам ням-ням ручками», использовать другие слова-установки. Далее – «нужно идти гулять», где «другие детки и собачки». Ребёнок поймёт, что впереди что-то интересное.

Если обед не растягивается надолго и дитя постоянно переключается на другие дела, он быстрее проголодается, быстрее с аппетитом поест вечером, а после ужина ждут другие занятия, продумывать которые лучше заранее и «проговорить».

Учить ребенка есть ложкой самостоятельно можно и в 1,5 и в 2 года. Приучая ребёнка к распорядку дня, можно быстрее добиться от него умения обращаться с ложкой и развить другие навыки.